Убедительно просим Вас обьясинить, Почему при изменении влажности связного грунта в большую сторону (увеличения влажности) возрастает запас прочности при расчёте на сдвиг(при неизменной конструкции дорожной одежды)? С уважением к Вам Киреев Александр!
От расчётной влажности зависят следующие характеристики грунтов: модуль упругости, сцепление, угол внутреннего трения при статической и динамической нагрузке (ОДН 218.046, прил. 2, табл. П.2.4, П.2.5). Все эти параметры используются при расчёте на сдвиг. В ваших примерах изменение расчётной влажности (засчёт изменения средней многолетней влажности от 0.7 до 0.5) привело к следующему перерасчёту характеристик:
при 0.82: Угол внутреннего трения φ = 12,3 ° Сцепление cn = 0,005 МПа Стат. угол внутреннего трения φст = 36,0 ° Есдв. = 30 МПа
при 0.59: Угол внутреннего трения φ = 11,5 ° Сцепление cn = 0,003 МПа Стат. угол внутреннего трения φст = 34,0 ° Есдв. = 77 МПа
Поэтому значения предельного и и расчётного активного напряжения сдвига изменились:
вариант 1: Удельное активное напряжение сдвига τ = 0,02920 МПа Расчётное активное напряжение сдвига T = 0,018 МПа Предельное активное напряжение сдвига Tпр = 0,014 МПа
вариант 2: Удельное активное напряжение сдвига τ = 0,01752 МПа Расчётное активное напряжение сдвига T = 0,011 МПа Предельное активное напряжение сдвига Tпр = 0,011 МПа
Если Вы сомневаетесь в правильности расчёта при данных характеристиках, пожалуйста пришлите свою версию расчёта ручным методом (не другой программой!) в техподдержку. В случае, если Вы считаете, что характеристики от влажности зависеть не должны, исправьте их вручную в свойствах материала в проекте, либо создайте в библиотеке новый материал с фиксированными параметрами для расчёта сдигоустойчивости, иначе программа будет каждый раз подставлять табличные значения.
Выражаем признательность Вашему вниманию к поставленным нами вопросам: В соответствии с табл. П 2.4 и 2.5 с увеличением влажности грунта угол внутреннего трения и сцепление уменьшаются. В Вашем ответе, видимо, присутствует ошибка. Должно быть: При 0,82 Угол внутреннего трения φ = 11,5 ° Сцепление cn = 0,003 МПа Стат. угол внутреннего трения φст = 34,0 ° Eсдв = 30 МПа При 0,59 Угол внутреннего трения φ = 12,3 ° Сцепление cn = 0,005 МПа Стат. угол внутреннего трения φст = 36,0 ° Eсдв = 77 МПа
При всем вышеуказанном вызывает недоумение почему при расчете на сдвиг грунт с худшими показателями влажности W=0,82, φ = 11,5 °, cn = 0,003 МПа выдает положительный результат расчета, соответственно грунт с влажностью W=0,59 дает отрицательный результат?
Да, действительно, первый набор характеристик относится к влажности 0.59, а второй - к 0.82. Я ошиблась в ответе, но в программе все параметры определяются правильно. Вы можете в этом убедиться, если загляните в текстовый отчёт.
Чтобы вести разговор более продуктивно, давайте выясним более конкретно, что Вам кажется неправильным:
1. Ошибка в вычислении по формулам ОДН 218.046 (3.13, 3.14, номоргаммы 3.2, 3.3). Если Ваши вычисления не совпали с результатами программы (подробнее смотрите текстовый отчёт), пришлите, пожалуйста, свой вариант расчёта.
2. Ошибка в самой методике. К сожалению, мы не можем в вычислениях отступать от нормативного документа.
3. Ошибка в расчёте величины запаса прочности. В текстовом отчёте также приведена формула вычисления запаса прочности, сообщите, если Ваши расчёты отличаются от программных в этом пункте.
В соответствии с Вашими рекомендациями мы выполнили расчет на сдвиг вручную, получив результат полностью соответствующий результату Вашей программы. Однако полученный результат противоречит здравому смыслу: при одинаковых параметрах нагрузки конструктивных слоев дорожной одежды и грунта земляного полотна запас прочности на сдвиг выше для вариантов расчета, где показатели влажности земляного полотна больше (Wp=0.8 > Wp=0.5) Неужели к Вам не обращались с подобными вопросами? Не могли бы Вы проконсультироваться с авторами ОДН и дать более исчерпывающий ответ? С уважением к Вам, Киреев Александр.
Хочу внести немного ясности в принцип действия ОДН Дело в том, что грунт земляного полотна в идеале должен стремится к оптимальной влажности. и только в этом случае он будет обладать и оптимальной прочностью. Что я подразумеваю под оптимальностью? Все очень просто. Берем грунт рабочего слоя например суглинок пылеватый, для него определена относительная влажность 0,785 из таблицы принимаем модуль упругости 34 МПа и одновременно для более низкой влажности 0,5 принимаем модуль упругости по таблице 108 МПа. Далее проводим расчет для одной и той же дорожной одежды и грунта но с разной влажностью. На выходе получаем Кпр для влажности 0,785 составляет 2,21, а для 0,5 составляет 1,49, какой из этого делаем вывод? Устанавливается тенденция такая, что увеличения влажности приводит к росту прочности? Это совсем не противоречит здравому смыслу. Вопрос: Мы помним что мы считали? Расчет дорожной одежды на сдвиг. Абстрагируемся от задачи и подумаем, что будет с рыхлым грунтом если его сдвигать???? Сопротивления никакого не будет или будет но незначительное! А если его намочить....сдвинуть его станет сложнее?? Что произошло??? Совершенно верно, увеличилась прочность на сдвиг. НО!!!!!! Грунт мы намочили,а теперь предстоит еще проверить конструкцию на упругий прогиб, ведь так? Проверяем и видим, что на упругий прогиб расчет не проходит. Значит мы сдвигаемся по влажности в зону более сухого грунта. А значит теряем в сдвиге но увеличиваем прочность на изгиб. Все гениальное - просто! С уважением, к.т.н. П.А. Елугачев
В таком случае оптимальная влажность стремится к влажности на границе текучести и для этого необходима 3 схема увлажнения земляного полотна где-нибудь в 1 или 2 климатической зоне. В моем понимании оптимальная влажность есть влажность необходимая для достижения максимальных прочностных характеристик грунта и её увеличение или уменьшении не может дать положительный эффект. Вряд ли конструкция будет лучше работать на сдвиг при переувлажненном грунте, хотя все расчеты по номограммам ОДН 218.046-01 свидетельствуют об обратном.
Подскажите пожалуйста: В МОДН 2-2001 есть пункт 3.14
Цитата
3.14. Дорожные одежды переходного типа рассчитывают по упругому прогибу и сдвигоустойчивости.
Конструкции, предназначенные для движения транспортных средств большой грузоподъемности (статическая нагрузка на ось 110 кН и выше), по упругому прогибу не рассчитывают.
Абзац второй применителен к переходному типу или ко всем типам дорожной одежды?
Здравствуйте, damir! Расчёт по упругому прогибу для большегрузных автомобилей не производится для всех типов покрытий. Это подтверждает с незначительной корректировкой пункт 3.23 из ранее действующего ВСН 46-83:
Цитата
Допускается не рассчитывать по упругому прогибу дорожные одежды, предназначенные для движения особо тяжелых транспортных средств с нагрузкой на ось, равной или превышающей 120 кН.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста: Производится расчет дорожной одежды с плоской георешеткой в основании. Данной георешетки нет в библиотеке материалов. Чтобы забить новые данные георешетки нужен такой параметр как условный модуль деформации. Для плоских георешеток в характеристиках есть только нагрузка на разрыв, нагрузка на растяжение. Подскажите как вы находите условный модуль деформации.
Ксения Лубкина пишет: Здравствуйте, damir! Расчёт по упругому прогибу для большегрузных автомобилей не производится для всех типов покрытий. Это подтверждает с незначительной корректировкой пункт 3.23 из ранее действующего ВСН 46-83:
Цитата
Допускается не рассчитывать по упругому прогибу дорожные одежды, предназначенные для движения особо тяжелых транспортных средств с нагрузкой на ось, равной или превышающей 120 кН.
У меня тогда вопрос, почему программа (отключен расчет на прогиб) при оптимизации слоев учитывает прогиб? Т.е. не выдает те значения слоев, которые обеспечивали бы надежность без прогиба
Наталия Брянцева пишет: Здравствуйте! Подскажите пожалуйста: Производится расчет дорожной одежды с плоской георешеткой в основании. Данной георешетки нет в библиотеке материалов. Чтобы забить новые данные георешетки нужен такой параметр как условный модуль деформации. Для плоских георешеток в характеристиках есть только нагрузка на разрыв, нагрузка на растяжение. Подскажите как вы находите условный модуль деформации.
Здравствуйте, Наталья! Чтобы избежать терминологических нестыковок, мы рекомендуем обращаться напрямую к производителю материалов, либо найти в библиотеке уже внесённый материал с аналогичными свойствами и использовать его характеристики в расчётах.
damir, касаемо оптимизации для большегрузных два небольших момента: 1. в текущей версии учтёны поправки ОДН (ограничение в 120кН), а не МОДН (ограничение в 110кН) 2. при оптимизации в случае осевой нагрузки от 120кН упругий прогиб не учитывается, однако информация о расчёте выводится в столбец таблицы.
оба этих неудобства скоро исправим, спасибо, что обратили внимание.
damir, про конфликты в методических документах остаётся только слагать баллады в стихах для госэкспертизы... Теоретически правильным считается апеллирование в таких ситуациях к более свежим (и потому более актуальным) документам.
Здравствуйте Ксения! Обратиться к производителям георешеток можно. Но хотелось понять, какой модуль принят за условный? ( на разрыв ?) . Посмотрев все георешетки в вашей библиотеке не понятно, что за модуль. Производители тоже могут попросить конкретизировать условный модуль деформации. Условный модуль деформации указывается в характеристиках геотекстиля, но у георешеток - нет.
Дабы развеять сомнения про условный модуль деформации напишу, что он равен усилию необходимому для удлинения геосинтетического материала на 2 процента деленному на данноное удлиннение в долях 1 (0,02) Если посмотреть в таблицу Г2.3 в ОДМ 218.5.002-2008 то условный модуль деформации показан в столбце 4 (E' LR (2%)(E'TR(2%)),кН/м) и равен отношению столбца 2 к удлиннению (0,02) Еще этот модуль называют осевой жесткостью, но производители обычно её дают при максимальном удлиннении, а не при двухпроцентном. А если отнестись серьезно к анализу методики ОДМ 218.5.002-2008 то можно понять что весь расчет завязан на 3 вида георешеток СД-20, СД-30 и СД-40 с модулями деформации 350, 525 и 700 кН/м соответственно и все другие характеристики будут некорректны для данной методики
Владимир Шапкин, спасибо за пояснения! Для георешёток с отличными от приведённых в таблицах Д1-Д7 характеристик, мы используем значения, полученные интерполяцией.
Владимир Шапкин пишет: А если отнестись серьезно к анализу методики ОДМ 218.5.002-2008 то можно понять что весь расчет завязан на 3 вида георешеток СД-20, СД-30 и СД-40 с модулями деформации 350, 525 и 700 кН/м соответственно и все другие характеристики будут некорректны для данной методики
Если отнестись серьезно, то нужно связываться с производителем, и они для своих материалов будут предоставлять свои регрессионные коэффициенты.
Ксения Лубкина,
Цитата
Ксения Лубкина пишет: Владимир Шапкин , спасибо за пояснения! Для георешёток с отличными от приведённых в таблицах Д1-Д7 характеристик, мы используем значения, полученные интерполяцией.
Совершенно верно, при модуле деформации в пределах СД-20 и СД-40 расчет будет корректный и Д1 - Д7 берется интерполяцией. В случае выхода за граничные значения - это у же другой вопрос.
Андрей Фамилия пишет: Если отнестись серьезно, то нужно связываться с производителем, и они для своих материалов будут предоставлять свои регрессионные коэффициенты.
Если отнестись серьезно, то ни один производитель не даст вам регрессионные коэффициенты, ибо они зависят не только от материала, а еще и от конструкции дорожной одежды
Цитата
Андрей Фамилия пишет: В случае выхода за граничные значения - это у же другой вопрос.
и ответов на этот вопрос пока нет, так как нет методики на которую можно сослаться