IndorRoad в создании ГИС М-4 «Дон»
contact
02.02.2014

Год назад в Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») была внедрена геоинформационная система (ГИС) управления федеральной автомобильной дорогой М-4 «Дон» на базе программного комплекса IndorRoad. Разработкой и технической поддержкой ГИС занимается компания «ИндорСофт». О том, какие задачи по управлению автомобильной дорогой «Москва — Новороссийск» позволила решить новая ГИС, рассказывают непосредственные пользователи системы.

Справка

Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск является одной из важнейших транспортных магистралей дорожной системы России, соединяющей центральные и северные регионы Европейской части России с Северным Кавказом, Черноморским побережьем, портом Новороссийск. Её протяжённость — 1517 км. Дорога находится в доверительном управлении Государственной компании «Автодор». Управление и содержание столь протяжённой автомобильной магистрали — это ответственная задача. Для эффективного принятия решений необходимо собирать и анализировать большие объёмы данных. В декабре 2012 года внедрена ГИС М-4 «Дон», созданная на основе программного обеспечения IndorRoad.

Леонид Георгиевич Шамраев
Начальник отдела диагностики ООО «Автодор-Инжиниринг», к.т.н.
Леонид Георгиевич Шамраев
Для создания ГИС М-4 «Дон» использовалось большое число источников: архив данных обследования инженерных сооружений за предыдущие годы, результаты диагностики, инвентаризации, землеустроительных работ, сведения об интенсивности движения, ДТП, объектах сервиса, дорожных объектах, гарантийных паспортах. Для получения недостающих данных выполнены полевые и камеральные работы с применением технологий лазерного сканирования, панорамной видеосъёмки, аэрофотосъёмки и др. Собранные данные обработаны и систематизированы в программе IndorRoad, в результате чего появилась готовая к эксплуатации ГИС М-4 — система управления инженерными данными для специалистов ГК «Автодор» и её территориальных подразделений.

Сейчас сервера-хранилища геопространственной базы дорожных данных М-4 установлены в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Краснодаре. В ГК «Автодор» и территориальных подразделениях активно используется около ста лицензий IndorRoad. Примерно 75 мест находятся в центральном аппарате, 25 — в территориальных подразделениях.

Просмотр и аналитика данных

Большинство специалистов, работающих с системой IndorRoad, лишь просматривают данные и ведут с ними аналитическую работу. Наиболее часто используемый инструмент при этом — просмотр панорамной видеосъёмки, позволяющий визуально оценить состояние автомобильной дороги и объектов инфраструктуры, находящихся в придорожной полосе.

ГИС предоставляет быстрый доступ ко всем необходимым для обслуживания и содержания дороги данным — подробному плану автомобильной дороги, полосе отвода и придорожной полосе, развязкам и коммуникациям, сведениям ЕГРП о зарегистрированных правах, копиям правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов и многому другому

Актуализация системы

Активную работу по наполнению ГИС ведут примерно тридцать человек, внося в базу данных новую информацию. Среди них специалисты департамента по эксплуатации и безопасности дорожного движения, департамента по земельным и имущественным вопросам, департамента проектирования. Между всеми серверами развёрнутой системы осуществляется регулярный обмен данными.

Сейчас в ГК «Автодор» создано отдельное подразделение — ООО «Автодор-Инжиниринг», на плечи этой организации и легли задачи по актуализации данных и сопровождению ГИС.

В ближайших планах по наполнению базы данных — повторная панорамная видеосъёмка всех участков автомобильной дороги М-4. Панорамная съёмка обеспечивает лёгкость определения объектов при обработке данных и «эффект полного присутствия» в дальнейшем при использовании ГИС.

В перспективе сотрудничества с разработчиками программного обеспечения IndorRoad — реализация возможности просмотра панорамных изображений дороги на нашем геопортале. Это позволит участникам дорожного движения более точно планировать маршрут, заранее знакомиться с установленными знаками, узнавать о ведущихся ремонтных работах, оценивать состояние дороги и многое другое.

Александр Владимирович Анисимов
Заместитель начальника отдела диагностики ООО «Автодор-Инжиниринг», к.т.н.
Александр Владимирович Анисимов
Сотрудники департаментов проектирования и эксплуатации Государственной компании используют IndorRoad как основное программное средство ввода, хранения и отображения данных по автомобильной дороге М-4. Моя группа активно взаимодействует с разработчиками программы по части мостовых сооружений. Многие наши предложения по улучшению интерфейса системы, расширению функционала и перечня сведений, а также формы их отображения уже учтены и реализованы в системе. Так, например, появились поля с гарантийными сроками, категориями и показателями оценок по ОДМ 218.3.014-2011, журналы осмотров и пропуска сверхнормативных нагрузок, расположение отображаемых сведений стало более удобным. Скоро специалисты «ИндорСофт» реализуют наши пожелания по улучшению структурирования архивных данных с результатами диагностики и обследований дороги в разные годы. Обновление войдёт в новую — девятую — версию программы, переход на которую произойдёт в ближайшее время.

Смотрите также: Шамраев Л.Г., Лигоцкий А.Н. Совершенствование ГИС автомобильной дороги М-4 «Дон» Государственной компанией «Автодор» // САПР и ГИС. - 2013. - № 1. - С. 64-66.