ГИС IndorRoad при управлении платной дорогой

18.12.2015

Управление платным участком федеральной скоростной дороги, соединяющей МКАД с М-1 «Беларусь» в обход г. Одинцово, ведётся с применением ГИС IndorRoad. Создание базы данных ГИС этой дороги началось уже на стадии проектирования объекта. Какие важнейшие задачи с помощью IndorRoad решаются сейчас — рассказывает представитель компании-оператора дороги.

Платный участок дороги М-1 «Северный обход Одинцова» по Концессионному соглашению с Российской Федерацией обслуживается компанией ОАО «Главная Дорога». При ней для оперативного управления, сбора платы за проезд и технологического контроля дороги организована компания-оператор ООО «Новое качество дорог». Руководитель пресс-службы этой компании Денис Балакирев поделился опытом использования ГИС IndorRoad в работе своих коллег.

«Северный обход Одинцова» является магистралью протяжённостью 18,5 км с максимальной разрешённой скоростью движения 110 км/час, разделёнными встречными потоками и многоуровневыми развязками. Количество полос движения на этом участке — от четырёх до восьми. Пропускная способность дороги — 70–80 тысяч автомобилей в сутки.

Участок дороги М-1 «Северный обход Одинцова» был принят в эксплуатацию 26 ноября 2013 года. В ходе строительства и в процессе эксплуатации на дороге были реализованы самые современные технические решения. В том числе для задач управления была внедрена геоинформационная система IndorRoad, которая является неотъемлемой частью проекта.

Обучение работе с ГИС IndorRoad началось на стадии проектирования автомобильной дороги. На начальном этапе были сложности, вызванные отсутствием опыта и знаний нюансов работы с системой, справиться с ними помогли специалисты компании «ИндорСофт». Получение лицензионных ключей и практическая эксплуатация начались в октябре 2013 года. На данный момент дополнительные изыскания не производятся, текущий период времени характеризуется оценкой актуальности данных системы. Кроме того, производятся косметические корректировки модели.

ГИС IndorRoad используется в эксплуатационных подразделениях оператора, в том числе — в подразделении электротехнического оборудования, службе эксплуатации автомобильной дороги и подразделении безопасности дорожного движения. Именно специалисты этих подразделений осуществляют поддержку и актуализацию базы данных ГИС.

В процессе оперирования автомобильной дорогой ГИС IndorRoad позволяет решать множество задач. Так, система предоставляет описание дороги, включая не только графическое представление объекта: его границ, положения и ориентации, но и документарное описание всех выполняемых на объекте работ, что очень важно в процессе эксплуатации.

Подразделением безопасности дорожного движения ГИС используется для учёта дорожно-транспортных происшествий: для регистрации и хранения данных по ДТП, а также для подготовки ежемесячной и квартальной отчётности по происшествиям.

С момента введения дороги в эксплуатацию благодаря использованию ГИС было согласовано и утверждено несколько проектов организации дорожного движения (ПОДД). Также данные ГИС используются при моделировании транспортных потоков.

Самая важная задача, которая была обозначена ещё на уровне технического задания на ГИС — автоматизация отчётности в соответствии с Концессионным соглашением, и ГИС IndorRoad успешно справляется с решением данной задачи.

Помимо этого, ГИС позволяет реализовать передачу данных о геометрии дороги, расположении инфраструктуры в другие системы, применяемые для управления объектом. Так, в декабре 2015 года завершается интеграция ГИС IndorRoad с автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД) topXview (Telegra, Хорватия).

Связь между topXview и ГИС IndorRoad заключается в следующем: из ГИС в topXview загружаются геометрические данные автомобильной дороги и объектов придорожной полосы. Эти данные используются в topXview в качестве подложки, на которой отображается информация о загрузке автомобильной дороги, характеристиках транспортного потока, размещении элементов АСУДД и пр. в режиме реального времени. Например, при выявлении видеосистемой каких-либо событий на дороге на экране в диспетчерской подсвечивается расположение видеокамеры, а соответственно, и местоположение самого дорожного инцидента. Таким образом, диспетчерский состав помимо изображения места события с камер также получает информацию о местоположении выявленного события на картографическом плане. Это значительно улучшает детальное понимание ситуации, происходящей на объекте и вокруг него.

На данный момент ведутся работы по реализации проекта «Северный дублёр Кутузовского проспекта». Имея опыт практического использования ГИС, ведение дальнейших проектов рассматривается компанией «Новое качество дорог» исключительно в связи с использованием системы IndorRoad.